Галактика. Солнечная система. Планета Земля. Где-то в самом центре России, в Нижегородской области, в Володарском районе, в посёлке Центральный стоит школа – островок детства, где работаю я – Шуклина Мария Викторовна учителем биологии и экологии.
Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Моя мама – учитель, папа — железнодорожник.
Неужели у детей педагогов нет шансов на иной выбор?
Оказывается, по наследству, по материнской линии могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку. Болезнь стала прогрессировать. Я приходила на уроки математики и заражалась абсолютно всем: формулами, удивительными превращениями с цифрами, рассказами о чертежах Пифагора и жизни Софьи Ковалевской. Я забывала, что этот необыкновенный человек у доски — моя мама. Строгая, добрая, умная и очень любимая. Это ее безумное увлечение научными книгами, журналами, любовь к природе и туризму, безупречная честность во всём поражали меня. До самого выпуска я не могла точно определить, что же я больше люблю: науку или педагогику, но одно я знала точно: я буду только учителем!
В 1980 году поступила на биофак Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького на специальность «Учитель биологии и химии». С сентября 1986 года началась моя вторая взрослая школьная жизнь- жизнь учителя биологии, а потом экологии и химии.
Вот уже 25 лет я работаю педагогом и никогда не сомневалась в правильности выбора профессию Семья и школа воспитала во мне следующие качества:
1. Каждый человек достоин уважения. Уважай других и тебя будут уважать.
2. Нет сне достойных профессий. Каждую работу надо выполнять добросовестно, творчески и тогда тебя ждёт успех.
3. Человек должен быть не только профессионалом в работе, а стремиться быть всесторонне развитым, культурным, а для этого он должен уметь организовать свой досуг, всю жизнь учиться, познавая мир.
Моя семья — моя опора и тихая гавань. Моя семья — это мудрость моей мамы, поддержка отца и мужа, жизненные успехи моих дочерей: Маши, Даши и Наташи. Каждая из них начиная с начальной школы прошла путь юных корреспондентов журнала «Юный натуралист», заметки с их рассказами, наблюдениями природы опубликованы на страницах рублики «Юных почемучек» начиная с 2004 г.
Маша закончила заочную школу ОЛ ВЗМШ на отделении «Биология» при МГУ, окончила Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, учится в аспирантуре биофака ННГУ. Дарья закончила ННГУ, в 2010 г. получила малый студенческий международный грант за научную работу по теме: «». Наталья занимается исследовательской работой по разнообразным темам, в 2010 г. лауреат всесоюзных чтений В. И. Вернадского с исследовательской работой «Рациональное питание и состояние волос головы подростков среднего школьного возраста». 2011г. –победитель областного конкурса «Юный исследователь», участница научной приволжской конференции в г. Казани.
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Что личность создает историю, а не история – личность. Я верю — каждый ребёнок талантлив! Но, талантлив по своему. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Когда ребенок видит перед собой умного, грамотного, успешного, оптимистического, любящего свое дело, уважаемого детьми наставника, значит, есть вероятность успеха. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании обучающихся. В своей работе я всегда пытаюсь оценить, насколько комфортно моим учащимся на занятиях.
Так, например, можно проследить творческий Усовой Ольги– победитель районных, областных, всероссийских, международных конкурсов и олимпиад, начиная с 6 класса:
С 2003- 2006 г.- активная участница летних экологических школ «Школа полевых исследований».
2003 год первое место за проект «Мы ждём вас, птицы!» на третьем педагогическом фестивале, организованном НИРО «Экология и будущее наших детей» (номинация «Экологические проекты»).
2004 г.- 2-е место на конференции детских исследовательских и реферативных работ «Если ты любишь Землю свою…» в ЭкБЦ г. Дзержинска. В этом же году победитель областного детского конкурса «Чистая планета» в номинации «Создание экологических троп», участник областного фестиваля «Чистая планета».
В мае 2005 г. участница 7-го международного научно- промышленного форума «Великие реки-2005».
2006 г.- работа «Динамика развития болотно- озёрного комплекса «Озёра светлые- болото Варех»» заняла первое место в секции «Гидробиология» на областной экологической конференции исследовательских работ;
2007 года получила сертификат международного образца за исследовательский проект «Изучение токсичности вод озёр Корейского перешейка» по итогам работы в Международной молодёжной Биос-школе, организованной Межрегиональным Экологическим Клубом аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона, Санкт – Петербургского Государственного политехнического университета растительных полимеров.
2007 г. – победитель областной олимпиады ННГУ «Таланты земли Нижегородской» и естественно- географической олимпиады НГПУ по биологии.
2007 г. – вне конкурса Ольга поступила на бюджетное отделение биофака ННГУ.
2007-2012 г. обучение специальности, ведение научной исследовательской работы по стволовым клеткам.
С 2007 г. волонтёр и тьютор школьных экологических лагерей.
Приятно видеть и то, что родители, вместе со своими детьми, участвуют в творческих конкурсах и конференциях. Замечательно, что они увлечены тем же, чем и их ребенок, вместе с ним трудятся, радуются и переживают! Нет необходимости доказывать, что общее дело сближает и объединяет. Это очень помогает ребенку в дальнейшем обучении, окрыляет его.
Считаю, что ради достижения таких результатов и должен работать педагог дополнительного образования. С гордостью можно сказать, что поставленные в образовательной программе «Экологическое образование и воспитание обучающихся» цели и задачи, успешно выполняются.
И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, делятся планами. Значит, все было не зря. А знаете, в чем самый главный Успех учителя?
– В его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых и нашли в нем себя!
Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад…. Я верю в своё назначение, верю, что мои занятия жизни будет продолжать сама жизнь. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда и очень надеюсь, что Лучшим достоянием Человечества  Станут учителя!